Соцсети

Воронеж

Новый город для жизни

Путеводитель по городским проблемам
и способам их решения

От автора Бюджет Жилищное хозяйство Городское пространство Транспорт Экология Образование Предпринимательство Культура и спорт Вывод

3Городское пространство


Город: от скопища домов к удобному для жизни пространству.

Слабое представление о мотивах

Городские власти мало верят в людей и их мотивированность, и потому не слишком уверены, что могут достичь успеха. Попробуем оставить в покое идею поощрения и поискать другие возможные стимулы к действию. Успешными обществами «с высочайшими темпами экономического развития и высоким уровнем общественного согласия становятся те общества, в которых развита культура взаимного доверия, позволяющая людям брать на себя личную ответственность, а также строить долговременные торговые отношения и вести дела с незнакомыми людьми» (Perry 6 Missionary Government, Demos Quarterly, 1995). Иначе говоря, преступность уменьшится не оттого, что мы будем наказывать преступников, а только путем их ресоциализации, возвращения в общество. А улучшение здоровья и экологии возможно только как результат изменения стиля жизни.

Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2011.

Воронеж входит в число пятнадцати крупнейших городов России, однако, в последние десятилетия он заметно уступает другим мегаполисам по темпам развития. Одной из главных воронежских проблем является нецивилизованная застройка. Генплан развития города — это по большому счету дорогостоящая профанация. На самом деле рынок жилья контролируется несколькими ведущими игроками, которые при определенных усилиях могут позволить себе застройку любого участка, в какой бы охраняемой зоне он ни находился.

Работая на себя, воронежские гиганты строительного комплекса забыли об архитектуре, о городе и его жителях. Воронеж заполняют дома-коробки, не формирующие ни улиц, ни площадей, ни дворов.

Воронеж можно сравнить с человеком, которому многое дано от рождения: уникальный ландшафт, хороший климат, выгодное географическое положение. Исторический центр города вызывал любовь и привязанность не одного поколения воронежцев, недаром он был бережно восстановлен после разрушительной Великой отечественной войны. но в гармонию дореволюционной малоэтажной застройки и сталинских кварталов вмешались жадность владельцев строительного бизнеса и чиновников.

Воронежцы на протяжении нескольких лет ждут от власти политического решения — ограничить застройку исторического центра города. Однако пока на это не пошел ни один мэр. Очевидно, возможные плюсы для имиджа градоначальника не могут превзойти имеющиеся финансовые прибыли от застройщиков.
Фото: Дмитрий Шашков
Вид с БЦ Галерея Чижова на улицу Кольцовскую

Чтобы Воронеж был не просто скопищем домов, а комфортной для жизни средой, необходимо:

1

Сохранить исторический облик центра Воронежа, а для этого — прекратить точечную застройку. Именно появление домов в местах, абсолютно для этого не приспособленных, приводит к катастрофической ситуации. Центральная часть Воронежа построена по единому плану достаточно гармонично, имеет собственное лицо. Воронежу нужен регламент, способный сдерживать волну скверно спроектированных коммерческих и частных зданий, которые зачастую появляются в самых ценных и привлекательных местах города. Можно перенять опыт многих европейских стран, где появление уродливого дома, нарушающего облик места, расценивается как нанесение соседям прямого финансового ущерба и является поводом для судебных разбирательств.

2

Для благоустройства города надо восстанавливать асфальтовое покрытие во дворах и внутриквартальных проездах. Ситуация особенно сложная из-за большого количества паркующихся во дворах машин, они занимают значительную часть пространства, разрушают детские площадки. Поэтому, конечно, важно собрать и проанализировать запросы по организации парковок, но оборудовать места для автомобилей надо с учетом интересов большинства жителей каждого конкретного двора. Особое внимание уделять состоянию тротуаров, ремонтировать существующие детские площадки и создавать новые.

Внимание властей города должно быть направлено не только на создание красивых городских видов («фасад»), а на условия повседневной жизни его жителей. Важно принимать инициативу самих воронежцев по улучшению своей среды. Так в соседнем Липецке действует программа городских грантов, выдаваемых домовым комитетам на ремонт дворов. Очевидно, что, когда люди делают сами для себя или контролируют процесс, у них получится качественнее и дешевле, чем у стороннего подрядчика.

3

Cоздание красивого внешнего облика города невозможно без его комплексного озеленения. Причем это должно быть не только показательное восстановление нескольких парков, но и озеленение дворов и улиц, уход за имеющимися деревьями, создание клумб и газонов, как в центре Воронежа, так и в удаленных районах.

4

Направить строительный бизнес на благо города. Строительство — это не только получение прибыли, это тот бизнес, который создает условия жизни. Создает на десятилетия, а то и века. Нужно направить усилия строителей туда, где они больше всего нужны — на ликвидацию ветхого жилья, которое образует метастазы в теле города, является рассадником преступности и асоциального образа жизни. Одновременно нужно защитить и самих строителей от административных барьеров, способствующих коррупции, которую в конечном итоге оплачивает покупатель жилья. В городском стройкомплексе достаточно профессионалов, преданных своему делу, которые думают о том, что оставят после себя. Работая в благоприятных условиях, с разумными ограничениями, они создают не только качественные дома, но и стремятся облагородить прилегающие территории, как это делается во многих частях северного микрорайона.

5

Чтобы стать более современным, город должен модернизировать наследие застойного советского времени — районы панельных домов. К этому процессу необходимо привлекать ведущих архитекторов, дизайнеров, скульпторов. В Берлине смогли создать оригинальный вид домов за счет простой покраски стен.

6

Нужно пресечь бесконечное возведение заборов, огораживающих конструкций, разрушающих городское пространство. Город — это не группа замков феодалов, а общее место для жизни!

Во многих странах значительно большую опасность представляют беспорядочные злоупотребления в городской среде, возникающие вследствие отсутствия регулирующих механизмов или невозможности заставить их работать. Это особенно заметно в новых демократических странах Восточной Европы, где слабость и коррумпированность систем контроля за строительством новых зданий, установкой знаков, уличным шумом, загазованностью и т.д. не позволяют разумно контролировать формирование городского ландшафта. Такие компании, как Coca Cola или Marlboro, делают скидки магазинам, которые размещают их логотипы на вывесках, так что улицы Софии и Кракова ныне полны кричащих цветов и картинок, не имеющих ничего общего с традициями местной культуры. Когда посреди традиционной малоэтажной застройки возводится высотное здание или ночная дискотека начинает пульсировать лазерными лучами через Невский проспект в Петербурге, приезжие и местные жители понимают, что состоялась сомнительная или незаконная сделка.

Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2011.

Проблема ветхих домов и памятников архитектуры

Многие дома в Воронеже изношены больше чем на 65% и капитальному ремонту уже не подлежат. Ветхие дома создают аварийные ситуации не только для своих жильцов, но и для прохожих. Дома «под снос» — это в основном малоэтажные здания, которые были построены в первые послевоенные годы из доступных дешевых материалов.

По данным 2011 года в Воронеже на 116 тысячах квадратных метров аварийных домов проживало 5740 человек. В основном это малоимущие граждане с доходами ниже прожиточного минимума. Дальше откладывать решение их проблем невозможно.

В прошлом году в городе должен был начаться проект по расселению и застройке квартала ветхого жилья общей площадью 9,5 гектаров, ограниченного улицами Ленинградская, Брусилова и Ленинским проспектом. По оценкам экспертов, для переселения граждан необходимо более 15 тыс. квадратных метров площадей, зато на освободившемся участке возведут свыше 165 тыс. квадратных метров жилья. Застройщиков территории определит тендер, но нет сомнений, что в их числе окажутся нынешние лидеры строительного рынка региона. Более скромные компании вряд ли справятся с условиями конкурса. Уже очевидно, что данный проект, как и многие ему подобные, не уложится в объявленные сроки. К его реализации не приступили до сих пор. Более того, похоже, что пока этим районом ветхого жилья заниматься не будут.

Постоянная миграция управленцев крупных строительных компаний в органы власти привела к уничтожению многих памятников архитектуры, размыванию правил застройки и перспективного развития Воронежа.

Пилотным проектом теперь названа территория, ограниченная улицами Краснодонской, Семилукской и 9 Января. Ее площадь всего лишь 1,8 га. Начать работы предполагается еще на двух-трех площадках. Но в Воронеже реконструкции ждет 21 участок площадью 280 га. Очевидно, что для строителей и чиновников предпочтительнее не связываться с расселением ветхого жилья, а продолжать застраивать лесные массивы и исторический центр. Возможно, поэтому в действующем генплане разявития города отсутствуют границы территорий объектов культурного наследия. А это 33 памятника федерального значения и 244 — регионального. Фактически сегодня исторический центр Воронежа охраняется только добрым словом.

При поиске механизмов решения строительных проблем надо опираться на удачный опыт соседних регионов. В дальнейшем город может распоряжаться муниципальным жилфондом, предоставлять квартиры очередникам, сиротам, инвалидам и другим категориям граждан. Думаю, что именно этот опыт и нужно тиражировать в нашем регионе.

Например, саратовские власти создали государственное унитарное предприятие, которое выступает заказчиком, привлекает бизнесменов в качестве подрядчиков, выдает участок и забирает 15-20% от строящегося жилья.
Фото: Mikhail Fullsetov
При поиске механизмов решения строительных проблем надо опираться на удачный опыт соседних регионов.
Ликвидация общежитий как пережитка прошлого

Многие из общежитий когда-то были ведомственными, но в последние годы предприятия в силу разных причин отказывались от коммунального жилфонда в пользу муниципалитета. Как правило, подобные здания эксплуатируются больше 40 лет. За все это время они ни разу не ремонтировались. Город тратит немалые деньги на то, чтобы создать в общежитиях более-менее безопасные и приемлемые условия для проживания людей.

Значительная часть населения общежитий была прописана в них еще в 1980-е годы. Но на дворе давно уже XXI век. Городу невыгодно содержать на своем балансе такое большое число общежитий, а людям крайне некомфортно в них жить.

Проблема дорогая и сложная, но ее тоже можно решить:

1

Для определения реальных масштабов проблемы необходимо провести своеобразную перепись населения общежитий, поскольку в них проживает гораздо больше человек, чем прописано официально.

2

В самое ближайшее время необходимо вернуться к реализации программы расселения муниципальных общежитий. Это далеко не катастрофические суммы, тем более что высвобождающиеся площади можно продать и частично окупить расходы.

Дилемма муниципального менеджера

У муниципального менеджера совершенно неблагодарная роль: его постоянно тянут и толкают в разные стороны, проблемы, с которыми он сталкивается, переплетены и взаимосвязаны, ему все время приходится совершать стратегический выбор, увязывать частные интересы каждого из жителей с политическими, социальными и бюджетными приоритетами. Вот проблемы, которые должен решать муниципальный менеджер:

- Каждый хочет иметь машину, но не задумывается о том, какие осложнения создает в городе автомобиль: загрязнение воздуха, шум, пробки, проблемы с парковкой.

- Нужды развития могут потребовать строительства небоскребов, однако они будут затенять центр города и портить его исторический облик.

- Недостаток ресурсов и легкомыслие могут привести к деградации естественного ландшафта, который будет погребен под толщей асфальта.

- Промышленные и бытовые стоки и выбросы загрязняют питьевую воду и воздух — список экологических проблем почти бесконечен.

Как только город вырывается из своих исторических границ, процесс его роста остановить практически невозможно. Например, в Маниле, чтобы доехать до окраин и вернуться обратно в центр, нужно затратить до восьми часов. Какие же стрессы испытывают те, кто не может позволить себе жить в непосредственной близости от центров деловой активности! Такие нагрузки, вкупе с бедностью и безработицей, могут породить чувство безнадежности, нереализованных ожиданий и скуки. В результате целые районы превращаются в гетто с замкнутым циклом лишений. В то же время богатые так же могут создать свои гетто, такие как район форбс в Маниле, чтобы защитить себя от надуманной или реальной угрозы со стороны бедных. В экстремальных случаях образуются и гетто для среднего класса, рабочих, отделяющие их от социально ущемленных слоев. Примеры этому есть в больших английских городах: Лондоне, Манчестере, Ньюкасле.

Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2011.

Фото: Андрей Тютерев
Вид с правого берега на Чернавский мост
Поделиться
Комментарии
Вконтакте
Facebook

Присоединиться к Ашифину в социальных сетях

Подписывайтесь, чтобы не пропустить важные события и принять участие!
We Need Your Love
We Need Your Like
Поддержим проект большим пальцем вверх