Соцсети

Воронеж

Новый город для жизни

Путеводитель по городским проблемам
и способам их решения

От автора Бюджет Жилищное хозяйство Городское пространство Транспорт Экология Образование Предпринимательство Культура и спорт Вывод

4Транспорт

Cложная транспортная ситуация в Воронеже в значительной степени образовалась в силу самой формы развития города в предыдущие десятилетия. Нельзя сказать, что она была лучше или, наоборот, оставила в наследство тяжелые проблемы — она просто была рассчитана на другую экономическую и технологическую реальность.


Основная дорожная сеть Воронежа была спланирована и построена около полувека назад. Тогда просто не могли себе представить, что в городе будет больше 50-60 автомобилей на 1000 человек.

Значительная часть жилых кварталов построена промышленными гигантами (ВАCО, ВМЗ, ВСК, ТМП), на которых работала едва ли не большая часть населения Воронежа. Ведомственные кварталы, как правило, располагались возле предприятий, и сотрудники могли легко ходить на работу и с работы пешком. Там же располагались ведомственные детсады, поликлиники и т.д. — потребность перемещаться по городу была значительно меньше, чем сейчас. В городе действовала развитая сеть электротранспорта — трамваев и троллейбусов (на начало девяностых в одной смене должно было работать не менее 100 троллейбусов).

Фото: adme.ru

Коммуникативный эффект

Город играет особую роль в новой экономической модели, потому что, несмотря на распространение виртуальных коммуникаций, личные взаимодействия, сети и торговля остаются жизненно необходимыми. Идея оживления городов путем развития информационной экономики вступает в противоречие с общепринятой точкой зрения, гласящей, что современные телекоммуникации позволяют работать в дистанционном режиме. Тем не менее географическая концентрация, которая является результатом экономического эффекта масштаба производства, создает благоприятный производственный цикл, фокусирующийся преимущественно в городах. Необходимым условием успешного применения данной модели является разнообразие населения, обладающего знаниями и социальными навыками для развития того сектора, который в данный момент становится точкой роста. Город, таким образом, многократно увеличивает возможности обмена информацией, идеями и проектами (Graham and Marvin, 1998).

Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2011.

Предприятия и учреждения либо перестали существовать, либо значительно сократили количество работников, в бывших ведомственных домах поселились другие люди, других профессий. Теперь, скажем, жителю Бульвара Победы нужно ездить на работу на Кольцовскую, возить дочь в музыкальную школу на Никитинскую, а сына — в хоккейную секцию в Ледовый дворец на ул. Карла Маркса. И необходимость подобных перемещений сегодня существует для сотен тысяч горожан.

Трамвай в Воронеже, как известно, тоже был закрыт, большая часть рельсовых путей демонтирована. Количество троллейбусных маршрутов сократилось в разы. Основными средствами передвижения стали собственные автомобили и микроавтобусы, которые воронежцы называют «машиной для унижения человеческого достоинства». В результате город в часы пиковой нагрузки превращается в одну огромную пробку. Можно анализировать причины сложившейся ситуации, как зависящие от городских властей, так и глобальные, можно искать и находить конкретных виновников (чем, мы надеемся, сейчас и занимаются правоохранительные органы). Но сегодня для нас важнее конкретные меры, которые городские власти могут предпринять для улучшения положения всех воронежцев — и автомобилистов, и пассажиров общественного транспорта.

Маршрутные такси, теперь основной вид транспорта, были лишь приятным «скоростным» дополнением к базовому общественному транспорту.
Фото: Владимир Седых
Трамвай в Воронеже закрыт, большая часть рельсовых путей демонтирована.
Модернизация дорожно-транспортной сети
Схема предусматривает поэтапное улучшение дорожной обстановки при разных уровнях финансирования.
Следующий этап предусматривает частичные изменения в инфраструктуре дорог, в том числе их расширение и новое строительство.

Первый этап предполагает организационные корректировки на некоторых перекрестках. Эти меры позволят повысить пропускную способность без особенных вложений на 6-20%. В частности, разработчики разобрали ситуацию на перекрестке у «пирамиды», близ Памятника Славы. Данный участок предлагается оборудовать островком безопасности и разделить длинную «зебру» шестиполосной магистрали на две части, к каждой из которых должен вести свой сигнал светофора. Однако улучшения на обновленных таким образом пересечениях в большинстве своем будут носить локальный характер и не приведут к «сетевому эффекту».

Что мы наблюдали в прошлом году на остужевском кольце и в микрорайоне СХИ. При этом коррективы вводятся еще на 15 фрагментах улично-дорожной сети (перекрестки улиц Остужева — Переверткина, Матросова — Ворошилова, проспекта Патриотов — улицы Тепличной и др.). К примеру, чтобы создать альтернативное движение на пересечении улиц 9 Января и Антонова-Овсеенко, минуя центр города, предлагается возвести двухуровневую эстакаду в направлении с юга на север по улице Антонова-овсеенко, за счет чего появляется возможность использования круга для левого поворота на улицу 9 Января и наоборот. Названные меры обещают обернуться повышением эффективности улично-дорожной сети на 15-36%, однако, вряд ли окажут существенное влияние на такие ключевые участки, как проспект Труда, улицы Урицкого, Ломоносова, Шишкова.

Но для того, чтобы добиться возможности передвигаться по городу с комфортной скоростью, необходимы вложения в дорожно-мостовое строительство на пересечениях улиц 9 Января и Машиностроителей, Урицкого и Ленина, 45-й Стрелковой Дивизии и Бурденко, 9 Января и проспекта Труда, Грамши — 20 лет октября — набережной Буденного, Московского проспекта — проспекта Труда — улицы Урицкого. Кроме того, предусмотрены реконструкция транспортных пересечений улиц Новосибирской и Менделеева, Ленинского проспекта и улицы Героев стратосферы; строительство новых транспортных связей от Московского проспекта до улицы Остужева и от улицы Героев стратосферы до Волгоградской.

Однако есть недорогие, но эффективные решения, не включенные в названную схему, которые считаю необходимым реализовать:

1

Создание новых «городских центров». Нужно сократить транспортное плечо воронежцев, приблизить места работы к спальным районам, учреждения здравоохранения, образования, культуры, спорта к жилью. Возможность работать рядом с домом оценят все жители, например, Северного или района больницы «Электроника». Для этого нужно лишь более тщательно учитывать потребности жителей разных микрорайонов города при планировании социальных объектов, взаимодействовать со старыми и новыми крупными работодателями.

2

Строительство больших перехватывающих парковок. По расчетам специалистов, для полной расчистки центра таких парковок необходимо 28. Без создания специализированных парковок мы никогда не сможем расчистить центральные улицы от припаркованных на обочине машин.

3

Создание выделенных полос для велотранспорта. Велосипед должен стать одним из вариантов нормального передвижения по городу. Для этого имеются все возможности — есть активисты и любители велопрогулок. Подобный транспорт экологичен, удобен, велодорожки имеют в разы большую пропускную способность (в пересчете на количество перевезенных граждан) по сравнению с автомобильными дорогами. Все, что нужно — создать законченную (без разрывов) велодорожную сеть и поддерживать ее в актуальном состоянии.

4

Ограничение на въезд в центр города большегрузного транспорта. Кроме прямых ограничений необходимо уменьшить потребность в движении грузовиков по центру города. Для этого нужно содействовать выходу из жилой зоны промышленных предприятий, ограничить возведение в центральной части города крупных торговых объектов.

5

Воронежу необходимо восстановление трамвайного сообщения, точнее — создание с нуля современного трамвая. Воссоздание трамвайной сети, тем более безболезненное для остального транспорта, невозможно в текущих бюджетных рамках. Без федеральной или региональной поддержки максимум возможного — это создание пилотного проекта, использующего возможности трамвайной эстакады северного моста. Глава города, на мой взгляд, одним из основных направлений лоббирования должен рассматривать выделение средств из федерального центра именно для создания трамвайной инфраструктуры или легкого метро.

Общественный транспорт. От хаоса к порядку
Понятно, что в таких условиях говорить о качественном обслуживании, своевременных осмотрах водителей и подвижного состава не приходится. Маршрутки составляют наиболее аварийную категорию транспорта. Пробки и просто затруднения в движении часто возникают именно из-за желания водителей «сбить пару дополнительных червонцев».

В настоящее время пассажирские перевозки в Воронеже официально осуществляют 32 частных перевозчика. При этом десятки, а то и сотни предпринимателей (никакого учета нет), осуществляющих извоз на основе договоров с владельцами маршрутов.

1

Пересмотреть схему маршрутов общественного транспорта. Сейчас неоправданно много длинных сквозных маршрутов, практически все они идут через центр города и параллельно друг другу.

2

При проведении конкурсов на аренду маршрута отдать приоритет автобусам большой вместимости, а не «Газелям» и их аналогам.

3

Ввести контроль за транспортными компаниями, не допускать субаренды маршрутов, использования серых схем. Компания, участвующая в городских тендерах на аренду маршрута, должна располагать необходимым для исполнения обязательств парком и материально-технической базой. При предоставлении маршрута нужно в обязательном порядке требовать инвестиционный план компании, а в дальнейшем скрупулезным образом его контролировать. Отсутствие медосвидетельствований, выход на маршрут неисправных автобусов — повод для отзыва лицензии и расторжения договора.

4

Ввести средства технического контроля за пассажирским транспортом (например, на основе ГЛОНАСС), отслеживать количество машин на маршрутах в течение всего времени. Городское диспетчерское бюро должно было заработать несколько лет назад, однако не действует до сих пор.

5

Привести в порядок остановочные пункты. Сейчас более 85% остановочных пунктов вообще не соответствуют нормативам, да и те зачастую заняты не общественным транспортом, а разного рода «бомбилами». Оборудовать конечные стоянки возможно при участии самих перевозчиков.

6

Сохранить «народный маршрут» — безусловное благо не только для незащищенных слоев населения, но и для города в целом.

7

Развивать муниципальный транспорт с использованием современного подвижного состава

Таким образом, можно сократить количество машин, осуществляющих пассажирские перевозки, убрать дублирующие маршруты и тем уменьшить нагрузку на дорожную сеть. При этом количество пассажиров увеличится, а поездки станут более быстрыми и комфортными.

Создание пространства для сотрудничества

Интегральное мышление предполагает взаимное уважение, сопереживание и понимание общих целей. Есть много разных путей к успеху, поэтому необходимо уважать различные, порой противоположные точки зрения и уметь изменять собственную позицию. Есть и много разных путей к креативному городу. Можно по-разному управлять музеем, рестораном или интернет-службой, и именно в этих отличиях могут быть скрыты ваши конкурентные преимущества. Только в атмосфере уважения к личному вкладу каждого расцветают новые идеи и растет потенциал целого. Атмосфера сотрудничества открывает возможность для диалога, создает площадку для совместных действий. Но это также предполагает умение уважать различия и ценить разнообразие точек зрения, не требуя от людей отказа от их ценностей. К сожалению, это редко соблюдается в рамках политических дебатов. Поскольку для работы в условиях диалога и сотрудничества нужна особая подготовка, частью стратегии внедрения нового мышления должны стать тренинги, направленные на развитие навыков совместной деятельности.

Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2011.

Фото: Denis Kureev
Северный мост Воронежского водохранилища.
Поделиться
Комментарии
Вконтакте
Facebook

Присоединиться к Ашифину в социальных сетях

Подписывайтесь, чтобы не пропустить важные события и принять участие!
We Need Your Love
We Need Your Like
Поддержим проект большим пальцем вверх