Соцсети

Воронеж

Новый город для жизни

Путеводитель по городским проблемам
и способам их решения

От автора Бюджет Жилищное хозяйство Городское пространство Транспорт Экология Образование Предпринимательство Культура и спорт Вывод

2Жилищное хозяйство

Модернизация инфраструктуры Воронежа будет происходить в зависимости от реализации варианта сценария развития межбюджетных отношений «область — Воронеж».

При реализации оптимистического сценария с бюджетом развития Воронежа (значительного увеличения бюджета) проблемы ЖКХ, развития и модернизации инфраструктуры, модернизации инженерных сетей могут решаться на основе собственных бюджетных средств Воронежа, федеральных бюджетных средств (за счет участия в федеральных проектах и программах) и частно-государственного партнерства.


В этом случае значительно проще будет найти частных эффективных стратегических инвесторов. С городом-банкротом никто из здравомыслящих и честных инвесторов не желает иметь дело.

Изношенность основных фондов и инженерных сетей Воронежа, как и других крупных городов, общеизвестна. Ответственность за инфраструктурный кризис в городах и ЖКХ, за высокие цены на услуги ЖКХ несет в основном государство. Причем на федеральном и региональном уровнях. И в меньшей степени - муниципальные власти, которые внезапно потеряли из-за неэффективных реформ межбюджетных отношений с 2001 года возможности осуществлять инвестиции в инфраструктуру города и ЖКХ. Бюджет города был волюнтаристским путем урезан вдвое.

Проблемы ЖКХ в части инженерных сетей общего пользования — проблема государственная, и решать ее необходимо в основном за счет средств федерального бюджета. Это долг неэффективного и коррумпированного государства перед жителями городов, включая Воронеж.

Неэффективное, некомпетентное и в то же время богатое государство само и создало эту проблему. Ему и предстоит ее решать в случае реализации в дальнейшем реалистического или пессимистического сценариев развития межбюджетных отношений «область — Воронеж».

Очевидно, что проблемы ЖКХ и изношенной инфраструктуры городов, в которых проживает большая часть населения, для российского народа гораздо важнее олимпиад, чемпионатов. Но именно на эти третьестепенные пиарные мегапроекты, а не на обустройство городов и России в целом неэффективно транжирятся огромные государственные средства, которых с лихвой хватило бы на модернизацию инфраструктуры и ЖКХ всех крупных и средних городов.

В случае сохранения и в будущем кризисного бюджетного и финансового состояния Воронежа близкого к банкротству придется использовать все существующие возможности и механизмы улучшения инфраструктуры и ЖКХ города.

Управляющие компании должны стать обслуживающими

Все основные системы жилищно-коммунального хозяйства Воронежа: водопровод, электросеть, отопительная система, ремонтные службы, система сбора, вывоза и переработки мусора — находятся в проблемном техническом состоянии.

Каждая из них нуждается в обновлении в любом своем звене от поставщика к конечному потребителю — семьям горожан. Чтобы реализовать стратегию такого обновления, необходимо сделать справедливыми и прозрачными отношения между всеми участниками процесса жизнеобеспечения города. Прежде всего между жителями и управляющими компаниями. Федеральная реформа ЖКХ ввела новые правила, в которых значительной части горожан непросто разобраться.

Главное, что возмущает людей — они не понимают, за что именно платят и справедливую ли цену, они не могут контролировать ни текущую деятельность «своих» УК, ни результаты их работы.
Фото: Костя Новый
Все системы ЖКХ нуждаются в обновлении.

Огромное количество жалоб, направляемых воронежцами во все органы власти, вплоть до президента, связаны с незаконными договорами между УК и жильцами домов, неправомерным начислением платежей, отказами УК представить подробные отчеты о состоянии вверенного им жилищного фонда и его ЖКХ, показаниях приборов учета, акты выполненных работ по ремонту и т.д.

Постоянный фон последних лет — скандалы, связанные с УК: возмущение жителей, перерастающее в стихийные митинги, банкротства компаний, в результате которых «исчезают» уже заплаченные деньги, а обязательства не выполняются, «доначисления» платежей, вызванные якобы неточностью в расчетах за предыдущие периоды. Ресурсоснабжающие организации (энергетики и водоканал) постоянно ведут десятки судебных разбирательств с УК, обвиняя последние в неоплате поставок, уже оплаченных самими жильцами.

Как известно, в марте 2013 года возбуждено уголовное дело в связи с хищением денежных средств в некоммерческом партнерстве «Воронежская коммунальная палата» (ВКП). На самом деле эту якобы некоммерческую организацию давно и плотно контролируют всего несколько человек. Организации, входящие в ВКП, обслуживают более трех тысяч домов — это почти две трети городского жилья. Долг только перед МКП «Воронежтепло-сеть» превышает 500 миллионов рублей. Сама Коммунальная палата назвала свои долги ресурсоснабжающим организациям «искусственными». Злоупотребления или некомпетентность стали причиной сложившейся ситуации. В каждом конкретном случае решать суду, однако надо констатировать, что именно непрозрачность отношений между поставщиками, УК и жителями сделали ее возможной и не позволили принять меры своевременно.

Чем же определяется искусство развития городов?

Это сложное искусство. Его наиболее выдающиеся образцы относятся к высочайшим достижениям человеческой культуры. В самом деле, лучшие из известных нам городов — это самые изощренные произведения, когда-либо придуманные и созданные человеком. В то же время, худшие из них служат воплощением беспамятства, упадка и разрушения. Долгое время мы считали, что в создании городов важны только архитектура и землепользование. Затем к этому пантеону постепенно присоединились также инженерное искусство, геодезия, топография, оценка недвижимости, строительство и проектный менеджмент. Сегодня мы знаем, что искусство развития городов включает в себя все остальные виды искусства. При этом дело не ограничивается только созданием физической формы. Мы должны владеть также: искусством понимания человеческих устремлений и потребностей; искусством создания богатства и приспособления процессов экономического развития к нуждам города; искусством создания трехмерных пространств; искусством организации в городе движения и передвижения; искусством стимулирования человеческого потенциала; искусством создания общественной поддержки; искусством здорового образа жизни; искусством высвобождения вдохновения и использования мотивации и воли жителей; искусством соединения физических объектов в едином городском ландшафте; искусством включения в ткань городской среды сельских элементов; искусством двигаться к будущему, не забывая о прошлом; искусством создания праздничной атмосферы и многими, многими другими. Но главное, мы должны владеть искусством одновременного приращения экономической стоимости и человеческой ценности во всем, что бы мы ни делали. Мировоззрение, способности и ценности, воплощенные в этих искусствах, дают возможность превратить физическое пространство в обитаемые человеческие поселения.

Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2011.

Городская власть должна решить эту проблему, опираясь на закон и волю самих воронежцев. Ряд мер можно принять немедленно:

1

Городу необходимо вернуть контроль над жилищно-коммунальным хозяйством, в частности над крупными управляющими компаниями. Для этого могут быть использованы разные инструменты контроля: получение долей в управляющих компаниях, наличие независимых директоров в органах управления и т.д

2

Создание Общественного совета по ЖКХ. В него войдут инициативные собственники жилья, представители ТСЖ и советов жильцов. Совет будет осуществлять общественный контроль за деятельностью управляющих компаний и отстаивать в судах интересы жителей проблемных домов. Он будет содействовать горожанам в создании советов домов, оказывать организационную и методическую помощь.

3

Утверждение стандартного договора между жителями домов и управляющими компаниями. В нем, в частности, должны быть предусмотрены все спорные и проблемные вопросы, такие, как начисление платы за общедомовые расходы, возможность жильцов получать информацию и участвовать в распоряжении общедомовой собственностью.

4

Широкая и доступная программа просвещения воронежцев, информирование горожан об их правах в том, что касается ЖКХ. Городским властям надо активно распространять положительный опыт ТСЖ, устраивать бесплатные встречи жильцов с юристами и председателями успешных товариществ. Максимально распространять положительный опыт в виде стандартных приемов управления домами. Другие меры потребуют значительных расходов и времени, но «подъемны» для города и в перспективе принесут значительную пользу и каждому воронежцу, и городу в целом.

5

Инвентаризация жилого фонда. Как известно, значительная часть домов вообще не имеет технических паспортов, другие устарели или вызывают сомнения в том, что адекватно отражают параметры и состояние дома. Данные управляющих компаний и поставщиков о площади конкретного дома могут расходиться на 20-30%, что приводит к путанице в начислении платежей. Так же из-за отсутствия информации многие дома не включаются в программы капитального ремонта и т.д

6

Создание городского портала ЖКХ. Вместо предоставления данных по требованию (чего часто не происходит) УК должны сделать прозрачной всю информацию о своей работе, в том числе данные о ежемесячном начислении платежей в каждую обслуживаемую квартиру, данные общедомовых приборов учета, информацию о плановых ремонтных работах с актами выполненных работ, утвержденных представителями жильцов. Современные электронные средства позволяют это сделать, более того, такая система внедряется во многих городах России, существуют соответствующие программные комплексы. Каждый горожанин должен в любой момент иметь доступ к этому банку данных.

Коммунальные предприятия — под контроль города

Примерно пятая часть воды из воронежских труб, по оценкам экспертов, в буквальном смысле утекает в песок, а десятая часть всей вырабатываемой теплоэнергии обогревает окружающую среду.

Расход энергоресурсов в отечественных коммунальных предприятиях на 25-30%, а иногда и на все 50% выше, чем в европейских странах.

По темпам строительства Воронеж принято относить к числу российских лидеров. С одной стороны, растет доля жилья, оборудованного водопроводом, канализацией, газом и прочими удобствами. Но, с другой стороны, новостройки подключаются к старым, изношенным магистральным сетям. Местное коммунальное хозяйство явно отстает в развитии от динамики жилищного фонда.

Несмотря на показные усилия властей, Воронежу по-прежнему не хватает водозаборных станций и их производственных мощностей, технологии подачи и очистки воды давно устарели, а имевшиеся на промышленных предприятиях альтернативные источники водоснабжения законсервированы.

Особую проблему представляют бесхозяйные инженерные коммуникации. Эти объекты являются источником постоянной аварийной угрозы для систем водо- и теплоснабжения города.
Фото: Владимиръ Малдеръ

Практически все предприятия, которые обеспечивают город продуктами коммунальных услуг, более десяти лет находятся в состоянии глубочайшего кризиса. Например, по данным горадминистрации, в начале марта 2013 года долги МКП «Воронежтеплосеть» перед банками составляли 1,7 млрд рублей. Предприятие уже давно должно идти вслед за водоканалом по пути банкротства, спасает от этой незавидной участи только социальная значимость.

1

Очевидно, что за счет средств городского бюджета проблемы ресурсоснабжающих организаций не решить. Выход возможен лишь в грамотном использовании механизмов государственно-частного партнерства.

2

Воронеж не должен потерять контроль над важнейшими коммунальными предприятиями. Более того необходимо начать исковую работу по возврату городу хотя бы 25% акций уже распроданных ресурсоснабжающих компаний, чтобы получить возможность влиять на их общую деятельность.

3

Гораздо разумнее не отдавать коммунальные предприятия на откуп инвесторам, а создавать городские организации с привлечением частного капитала. Это даст возможность наблюдать за деятельностью важнейших для воронежцев компаний и законно препятствовать их некорректным действиям.

Инвестиции во все ресурсоснабжающие организации города, позволяющие привести их в соответствие с мировыми стандартами, по расчетам должны составить 6 млрд рублей. Сумма большая, но по тем же расчетам компании после обновления смогут давать до 700 млн рублей чистой прибыли, а главное, они будут иметь на 10% более низкие тарифы и более высокую эффективность. Игра стоит свеч!

Капитальный ремонт — честный ремонт

Пока на воронежском жилфонде зарабатывают шальные деньги, он продолжает ветшать, несмотря на различные федеральные программы.

По данным Минрегиона, нормативный срок отслужили около 60% основных фондов коммунального хозяйства. Как правило, капитальный ремонт осуществляется в минимально необходимых объемах. При этом воровство, лоббирование «дружественных» компаний, кумовство — все это присутствует по полной программе. Практика показала, что программы по ремонту эффективны только в домах с сильными ТСЖ или домовыми комитетами. По мнению чиновников, в низком качестве ремонтов отчасти виноваты сами собственники квартир, которые массово уклоняются от софинансирования работ. Завышение смет, по оценкам людей, знакомых с ситуацией, может достигать 30-50%. И это при том, что худо-бедно существует государственный контроль. В результате только что отремонтированные дома не соответствуют современным требованиям.

Фонд содействия реформированию ЖКХ предлагает постепенно перенести ответственность за капитальный ремонт многоквартирных домов из федерального центра на места. Регионы должны выбрать накопительный или кредитный механизм финансирования своих фондов. Если сейчас доля участия жильцов в капремонте домов составляет 5% от стоимости работ,то в будущем она может увеличиться до 65-70%. Это означает, что дома практически перестанут ремонтироваться. Сумма, которая необходима, чтобы привести в нормальный вид обычный 40-летний дом, составляет 150-200 тыс. рублей с квартиры, а значит 70% составят 105-140 тыс. рублей. Для значительной части населения — сумма неподъемная, да и для обеспеченного гражданина приличная дыра в бюджете.

Конечно, можно сейчас популистски напомнить, что государство обязалось еще перед началом массовой приватизации жилья привести его в надлежащий вид, но будем честны — в бюджете города денег нет, а регион, да и федеральный центр не горят желанием выполнять обещания 20-летней давности. Спасение утопающих по традиции отдается самим утопающим.
Фото: Наиля Садретдинова
Воронежский жилфонд продолжает ветшать, несмотря на различные федеральные программы.

Бюрократические процедуры

Функция городской администрации — поддерживать цивилизованное сосуществование различных интересов во имя общего блага. Это делается путем сложного регулирования процессов жизнедеятельности города: выдачи разрешений, лицензий, принятия постановлений, решений об ограничении дорожного движения и т.д. При отсутствии стратегического планирования достаточно сложно адаптировать всю эту запутанную систему правил к непрерывно меняющимся внешним условиям. Очень часто бюрократические процедуры пронизывают все городские организации и учреждения и сковывают их креативный потенциал. Сдерживаемые разнообразными регламентами, городские менеджеры часто не могут использовать творческие ресурсы. Поэтому им приходится искать новые, более эффективные формы организации работы, позволяющие обходить правила: вводить конкурентные принципы в деятельность самой администрации, создавать разнообразные межведомственные рабочие группы, устанавливать партнерства с частными фирмами. И поскольку городские власти постоянно существуют в условиях необходимости сокращения штатов и отказа от не специфических функций, это иногда заставляет их мыслить и действовать стратегически.

Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2011.

Установлено огромное количество хищений, в том числе путем использования фирм-однодневок, составления поддельных финансовых отчетов. Часть бюджетных средств не используется из-за нерасторопности городских властей в реализации программ и ошибок в планировании. Проще говоря, зачастую на местах запрашиваются деньги выше потребностей, подтвержденных документами. В 2013 году из-за выявленных нарушений Фонд содействия реформированию ЖКХ и вовсе приостановил выделение средств Воронежской области. Без глобальной модернизации в сфере ЖКХ не обойтись. Но и делать это за счет населения — в корне неверно.

Oчевидно, что собственники только своими силами не потянут восстановление ветшающих многоквартирных домов. Нежелание граждан платить за капитальный ремонт жилья обоснованно.

Счетная палата России по итогам проверки законности и эффективности расходования средств фонда содействия реформированию ЖКХ выявила нарушения на общую сумму свыше 33,3 млрд рублей.

Для повышения качества и увеличения объемов капитального ремонта воронежских домов необходимо:

1

Без внешнего финансирования нормальный ремонт осуществить невозможно. Необходимо предельно широко участвовать в федеральных программах, в проектах Банка Развития. В одиночку проблему ветшающей инфраструктуры не решить.

2

Максимальное развитие домового самоуправления. В форме дополнительной подготовки глав ТСЖ и домкомов, в форме совещаний по обмену опытом, консультативной помощи со стороны чиновников и т.д.

3

Еще на этапе планирования привлекать экспертов-экономистов, чтобы максимально эффективно использовать каждый направленный на эти цели рубль. Сметы должны быть «вылизаны» и не допускать необоснованных расходов.

4

Для защиты от хищения средств надо сделать максимально открытыми и прозрачными процедуры выбора подрядчиков, а также ввести общественный контроль за ходом работ.

5

Отремонтированные дома должны находиться на гарантии подрядчиков, причем, как и для дорожников, сумма удерживаемых средств должна составлять не менее 30%.

Меры банальные, но только они и могут дать возможность привести в нормальное состояние коммунальное хозяйство.

Последствия для развития городов

Качество жизни сильно связано с местом — как в смысле ландшафта и окружающей среды, так и в более личностном, субъективном ощущении «своего» места. Привязанность к конкретному месту играет важнейшую роль в чувственной системе ценностей. В гораздо большей мере, чем просто среда, она формирует жизненные смыслы. Эта привязанность является одной из важнейших потребностей человека, и значение ее растет, когда люди принимают живое участие в развитии места, в котором они живут.

Физические свойства места оказались поколеблены сегодня новыми реалиями виртуального пространства, которые позволяют людям в мгновение ока переноситься в далекие миры. Время и место теперь функционируют в совершенно иных режимах, и всем нам придется рано или поздно с этим смириться. И все же физический, осязаемый мир имеет важнейшие чувственные характеристики, которые делают простое нахождение в нем величайшим жизненным опытом.

Эти перемены принесли с собой и новую пространственную сегрегацию: анклавы богатства перемежаются в наших городах беднейшими гетто, которые не выпускают своих обитателей на свободу. Потребляющему горожанину необходимы деньги, чтобы участвовать в жизни города, хотя потребление людей и стилистика отдыха все меньше связаны друг с другом. Городские центры, бывшие прежде нейтральным местом встречи всех сословий, сегодня находятся в руках досуговых корпораций, насаждающих этику и стереотипы поведения, которые исключают многих людей.

Для людей образованных, талантливых, гибких и способных найти себе работу город — это наслаждение, свобода и высокая энергия. Людей, лишенных всех этих качеств, в городе ждет только чувство безнадежности, бессилия, дискомфорт и нищета. Одна из насущных задач городской креативности — адаптация социально незащищенных людей. При этом меру социальной незащищенности можно определить "по тому, как многие не могут найти себе работу, не могут учиться, по отсутствию у них наиболее ценного в наше время человеческого капитала, то есть не просто формального набора навыков и умений, но мотивации к труду, умения понравиться клиенту, способности работать в команде... Или увидеть неиспользованную возможность". Это также навыки сетевой коммуникации и партнерства, причем не только с себе подобными социально не адаптированными людьми (Perry 6, 1997).

Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2011.

Фото: Dmitry Chushkin
Плехановская улица
Поделиться
Комментарии
Вконтакте
Facebook

Присоединиться к Ашифину в социальных сетях

Подписывайтесь, чтобы не пропустить важные события и принять участие!
We Need Your Love
We Need Your Like
Поддержим проект большим пальцем вверх