Соцсети

Воронеж

Новый город для жизни

Путеводитель по городским проблемам
и способам их решения

От автора Бюджет Жилищное хозяйство Городское пространство Транспорт Экология Образование Предпринимательство Культура и спорт Вывод

7Предпринимательство

Как всем вам прекрасно известно, в результате последних решений федеральных властей малому бизнесу был нанесен сильнейший удар. Повышение страховых взносов в 2 раза сделало бессмысленной предпринимательскую деятельность для значительной части микробизнеса. Это были не «жирные коты», а простые люди, зарабатывавшие своим собственным трудом: швеи, автомеханики, мелкие торговцы и т.д. У государства были свои резоны, связанные с дефицитом пенсионного фонда, но простому лавочнику от этого не легче. В кризис число предпринимателей почти не сократилось, а за пару месяцев этого года из-за повышения страховых взносов по области количество предпринимателей, по данным «опоры России», уменьшилось на 4 тысячи, из них в городе около 1,8 тысячи.


Однако это проблемы в целом и повлиять на них мы не можем. Надо работать в тех условиях, которые уже сформировались. А они характеризуют город не с лучшей стороны. Мы на 17 месте в рейтинге по показателям комфортности для бизнеса (из 30 городов). На то, что малый бизнес у нас менее развит, чем в других городах центрального Черноземья, указывает программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском округе город Воронеж на 2013 – 2015 годы».

Фото: Наиля Садретдинова
Малый бизнес в Воронеже менее развит, чем в других городах центрального Черноземья.

Если индустриальная экономика находила ценность в дефиците (когда какого-то продукта становилось в изобилии, он терял ценность), то сетевая экономика перевернула эту логику - ценность теперь заключается в избытке и взаимосвязях. Факс или электронная почта приносят нам пользу, если они есть и у других. Покупая факсимильный аппарат, вы получаете доступ к сети. Ценность стандартов и сетей растет прямо пропорционально снижению цен на компьютерные комплектующие и программное обеспечение, согласно так называемому «закону изобилия». «Закон щедрости» показывает, как ценность создается благодаря свободному доступу к продуктам и услугам. Изолированные системы больше не имеют будущего: ключом к успеху теперь являются коммуникации, сотрудничество и партнерство. Ценность растет вслед за числом членов сети, привлекая, в свою очередь, новых членов. Концепция эффекта масштаба в экономике уступает место «закону нарастающей доходности». Если в индустриальную эпоху конкуренция сводилась к тому, чтобы производить больше при меньших издержках, то в условиях сетевой экономики нарастающая доходность создается и достается в сети в целом. Множество агентов, пользователей и конкурентов - все вместе производят ценности этой сети. И большие прибыли характерны для больших сетей».

Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2011.

Почему бизнес в загоне?

А вот это явно более интересный вопрос. Можно, конечно, признать, что у нас есть проблемы с коррупцией, чиновничьим и силовым беспределом, давлением проверяющих и налоговых органов. Можно рассказать про сложности с подключением к сетям, выделением необходимых мощностей, земельных участков. Однако я бы не сказал, что по этим проблемам мы как-то выделяемся на фоне других городов. Есть специфические особенности, которые и формируют сложную бизнес-среду:

1. Производительность труда в Воронежской области ниже средней по России в 1,8 раза. За последние годы экономика недостаточно обеспечена современной производственно-технологической базой.

2. Значительная доля населения с низкими доходами, бедность. По прогнозам Минэкономразвития, до 2014 года доля бедняков в Воронеже сохранится на уровне 15%. Бедность приводит к проблемам как экономического, так и социального свойства.

3. Срастание партии власти и бизнеса. Практически все крупные бизнесмены города — члены «Единой России». Это так вовсе не потому, что они резко прониклись провластной идеологией, а потому, что им проще «решать вопросы» и «заносить в нужные фонды», используя инструментарий партии. Необходимо уничтожить этот союз власти и «денежных мешков»!

4. Неоднозначный эффект развития торговой деятельности. Воронеж купеческий легко вытесняет Воронеж индустриальный.

Cегодня в Воронеже активно строятся торговые центры. Показатели этого вида экономической деятельности на фоне других выглядят просто фантастическими:

Бурная торговая деятельность создает ощущение нормальной экономической жизни, но это всего лишь завеса. Крупные торговые сетевые компании платят налоги в других регионах, крайне неохотно работают с местными производителями. Нужно создавать условия, при которых в выигрыше от роста торговли были бы в первую очередь местные компании.

5. Специфика Воронежа и области — существенный разрыв между наблюдаемой и ненаблюдаемой (теневой) экономикой. По косвенным индикаторам: потреблению автомобилей, товаров длительного пользования и услуг, объему вкладов — размер скрытой экономики весьма значителен. По мнению налоговых органов, в Воронежской области около 10% ВРП находится в тени (думаю, это заниженная оценка, и считаю, что в тени до 30% ВРП). Причина подобной ситуации в низкой эффективности системы налогового администрирования, наличии договоренностей между властями и крупнейшими предпринимателями. Многие крупные компании, в целях оптимизации налогообложения, разделены на десятки малых предприятий. Понятно, что это происходит с ведома и при одобрении властей.

6. Отсутствие системной работы городских властей по поддержке малого бизнеса. У нас практически нет институтов поддержки, предпринимателей не слышат, рассматривая их только как дойных коров. Город не предоставляет за предпринимателей гарантии, не дает залогов, нет системной работы властей с банками. Практически нет и структур взаимодействия власти и бизнеса. Координационный совет по развитию малого и среднего бизнеса надо реформировать. Нужно расширять присутствие бизнеса в общественных советах.

Не все из этих проблем можно решить быстро. Например, проблема низкой производительности труда тесно увязана с необходимостью обновления основных фондов, обучения и переобучения кадров, разработки новых управленческих структур и т.д.

Получается задача не на один год. Однако сделать все для упрощения решения вопросов — главная задача муниципальной власти!
Фото: Кира Мурзахакова
От директив — к сотрудничеству

Предприниматели сейчас жалуются, что многие важные решения принимаются без их участия по непрозрачным схемам, на основе неэффективных и непродуманных мер. Поэтому, налаживание доверительных взаимоотношений между мэрией и бизнесом — одно из главных направлений.

В какой форме следует организовать площадку взаимодействия — специализированного сайта, совета при главе города, открытой площадки — должны решить сами предприниматели.

Кроме того, необходимо решить организационные проблемы, толкающие нас вниз в рейтингах удобства для бизнеса:

1

Облегчение и снятие барьеров для развития бизнеса. Сейчас мы отстаем от среднероссийских показателей по срокам выделения участков, экспертизам и т.д. Все это можно и нужно ускорять.

2

Создать при мэре совет из представителей малого и среднего бизнеса. Члены совета должны иметь возможность на еженедельной основе напрямую докладывать мэру о проблемах бизнеса и путях их решения.

3

Повышение прозрачности конкурсов и госзаказа. Задача, о которой много говорят, а «воз и ныне там». Нужна только политическая воля для ее решения.

4

Максимальное содействие развитию бизнес-инфраструктуры. При необходимости — предоставление гарантий, направленных на решение проблем бизнесменов отдельных районов города, например, создание подстанций, центров развития бизнеса, расширение ИТ-инфраструктуры. Разумеется, все эти проекты должны быть на самоокупаемости и не создавать проблем для бюджета города.

5

Помощь иногороднему бизнесу, решившему начать дело в нашем городе. Предпринимателю, решившему платить налоги в нашем городе, создавать у нас рабочие места, должна быть оказана поддержка со стороны чиновников — необходимо иметь банк данных свободных площадей (со всеми значимыми характеристиками, включая подключенные мощности), возможностей для обучения специалистов и т.д.

6

Чиновников, замеченных в затягивании процессов, увольнять. Задача это непростая, известно, что многие приходят во власть именно ради «получения доходов от решения вопросов», и они будут цепляться за свои позиции до последнего. Тем не менее гнать таких сотрудников надо, в том числе уголовными делами и «посадками». Каждое уклонение от исполнения обязанностей — повод для разбирательства. Решение суда — автоматический выговор чиновнику, ответственному за направление. Второе решение — второй выговор, и, в строгом соответствии с Трудовым кодексом, увольнение работника.

7

Облегчить малому и среднему бизнесу привлечение финансирования — предложить залоговые и гарантийные схемы с участием городского бюджета.

8

Прозрачность должна царить при возведении временных сооружений, исключить возможность сноса такого сооружения в произвольный момент времени. Минимальный срок, на который должно даваться разрешение на временное строение, должен составлять 5 лет.

Oднако «город, удобный для бизнеса», не значит город немногих богатых и многих бедных. Социальная функция бизнеса должна выполняться в полном объеме и быть одной из приоритетных.

Для этого следует:

1

Способствовать росту зарплат сотрудников, в том числе путем приоритетного оказания содействия предприятиям с высокими «белыми» зарплатами.

2

Для того чтобы предприниматели понимали смысл уплаты налогов, установить, что 10% от суммы прироста налоговых поступлений будут направляться на инвестиционные цели, связанные с развитием предпринимательства.

3

Возродить в современном виде систему распределения студентов на предприятия. Сейчас недовольны обе стороны — бизнес жалуется на отсутствие подготовленных кадров, а студенты на «блат» и нежелание работодателя брать сотрудников без опыта. Расширив на воронежских предприятиях практику для молодежи, мы сможем решить обе проблемы. Работодатель может выбрать интересных ему студентов, оценить их личные и профессиональные качества, а студент присмотреться к будущей работе, получить необходимый опыт.

Многие не понимают, как успехи городского бизнеса повлияют на городскую жизнь, ведь больше всего от этого выиграют бизнесмены. Поясню на примере. При росте производительности труда до среднероссийской (в 1,8 раза) и пропорциональном росте зарплат городской бюджет вырос бы на 5,4 млрд рублей. Это больше трети от нынешнего уровня расходов. Можно было бы нарастить зарплаты бюджетников самостоятельно, без привлечения федерального финансирования, начать ряд инфраструктурных проектов (например, возрождение трамвая). Наконец-то покончить с дефицитом бюджета и зависимостью от банков. И это только прямой эффект от зарплат. Рост доходов приведет к росту потребления, а значит, вырастут поступления от других налогов, увеличится объем дивидендов, а следовательно, и налогов с них. Косвенный эффект может дать еще 5-6 млрд рублей поступлений.

Безусловно, надо привлекать и иногородние организации. Например, сейчас крупнейшие налогоплательщики в регионе — филиалы Сбербанка и РЖД. А если к нам перевести головной офис крупного банка или государственной компании? Всего одной и даже второстепенной (понятно, что Газпром отдадут Питеру)?

Конечно, текущая бюджетная система имеет явные перекосы, и, например, построить метро (1 км стоит около 6 млрд рублей) «за свои», в созданных федеральным центром условиях, мы не сможем никогда. Нам есть за счет чего расти, и именно бизнес должен стать локомотивом городского развития.

Фото: muz4in5.net
Именно бизнес должен стать локомотивом городского развития.
Успешный бизнес = богатый город
Обещаю, что в мэрии будут ежегодно проходить практику не менее 50 наиболее толковых студентов, желающих связать свое будущее с муниципальной службой.
Это взрывной рост доходов города, в том числе за счет зарплат топ-менеджмента. Понятно, что задача это сложная. Ну так и хозяйство у нас непростое.

Итогами работы с бизнесом должны стать:

1

Рост производительности труда до среднероссийского уровня, пропорциональный рост зарплат.

2

Отказ бизнеса от «серых» и «черных» схем в оплате труда.

3

Рост числа зарегистрированных компаний и ИП в городе 1,5 раза.

4

Создание условий для удобной работы головных офисов крупных компаний, желающих переехать в Воронеж.

5

Создание системы прозрачных конкурсов, участие в которых возможно для любого предприятия.

Фото: Андрей Тютерев
Башня БЦ Галерея Чижова.
Поделиться
Комментарии
Вконтакте
Facebook

Присоединиться к Ашифину в социальных сетях

Подписывайтесь, чтобы не пропустить важные события и принять участие!
We Need Your Love
We Need Your Like
Поддержим проект большим пальцем вверх