Бюджет

Воронеж надо развивать, а не загонять в бюджетный угол

Бюджет Воронежа  должен обеспечивать исполнение его миссии, обязанностей и полномочий мэрии перед его жителями и высокое качество жизни.

Как вы отнеслись бы к тому, если бы у вас вдруг изъяли 80% ваших доходов в виде налога или иным каким–то способом? Представить для себя каждому подобную ситуацию достаточно просто. Жерар Депардье, например, в этом случае сменил даже свое гражданство и убыл в качестве налогоплательщика из Франции в Россию, став почетным и уважаемым ее гражданином.

А если у города забирают вначале стабильно 50%, затем вдруг 65, 70 и более 80% налогов с его территории в другие бюджеты? Оголяют его бюджет, оставляют без средств для поддержания его нормальной жизни, для финансирования системы образования, обустройства, ремонта инженерных сетей и дорог и т.д. и т.п.

С Воронежем федеральные и областные власти ровно так и поступили. И продолжают поступать. Только жителям Воронежа в отличие от Жерара Депардье родину не сменить, деваться нам некуда.

Ситуация сегодня

Бюджет Воронежа, то же самое, что и семейный бюджет.

Нет в нем средств — приходится жить в грязном городе, с полуразрушенными дорогами или с их полным отсутствием на окраинах и в пригородах, с запущенными парками, дворами, школами, поликлиниками под пиарный аккомпанемент пустых обещаний, не обеспеченных бюджетными деньгами. И радоваться какой-то отдельно построенной набережной, отдельно благоустроенной улице, причем на налоги с территории Воронежа. Ждать годами ремонта собственных улиц, дворов, парков и скверов, детских площадок, садиков и школ.

А окраинам миллионного города, таким как Сомово и Боровое, нормальных улиц, видимо, не дождаться от этих властей никогда. Как и обустроенных, полноценных поликлиник и амбулаторий. В Боровом, например, стоит еще со времен Сталина побуревшая от грязи, облупленная амбулатория, отапливаемая углем, в то время, когда в соседних домах давно уже газ, а по улице проходит газовая магистраль.

А власти тем временем во всю пиарятся на неких высокотехнологических медицинских центрах для избранных, на купленном с откатами втридорога дорогостоящем оборудовании, недоступном подавляющему большинству населения. Уже привыкла нынешняя власть обслуживать в основном лишь саму себя.

Давно уже так поздно не начинался ремонт в Воронеже совершенно разбитых дорог. Немного в сторону от центра – и яма на яме и ямой погоняет. В этом году так и не отремонтируют подавляющее большинство улиц города. На все улицы все равно в городском бюджете денег нет, а из областного бюджета поступают крохи по сравнению с другими регионами.

С территории Воронежа собирают 70% всех налогов области, а оставляют ему менее 20%.

И чем дальше, тем хуже с бюджетной обеспеченностью города. Довели город до состояния банкрота с его многомиллиардными долгами.

В советские времена крупные и средние города, столицы регионов, включая Воронеж, были на особом положении у федеральной власти, как и до 2001 года. Их бюджетное обеспечение было достаточным для саморазвития за исключением объектов федерального уровня. Сейчас ситуация с бюджетом Воронежа и многих других крупнейших городов почти катастрофическая. Отдали источники их наполнения на откуп региональным властям, а те при нынешней неэффективной вертикали власти просто обкорнали бюджеты своих столиц, лишив их возможности поддерживать состояние городской инфраструктуры даже на удовлетворительном уровне.

Анализ откликов на мои тезисы о развитии Воронежа показывает, что не до всех читателей, включая журналистов и других пишущих в интернете людей, доходит простая и житейская по сущности истина: бюджетные деньги – для развития города, что бензин для автомобиля.

Есть полноценный бюджет развития – город решает качественно и в плановые сроки текущие проблемы и задачи. И развивается. Нет бюджета – все рушится, трещит, латается на авось, делается халтурно, аврально или вообще не делается. Падает инвестиционная привлекательность города, стагнирует промышленность, а взамен растет и без того раздутый в области и городе теневой сектор экономики, который не платит налоги, выпускает халтуру, подделки или занимается преступной деятельностью.

Теперь в цифрах

В 2012 году на территории городского округа Воронеж было собрано 45 млрд. рублей, в бюджет города поступило из них лишь 8,2 млрд. – 18%, вместе с собственными неналоговыми доходами и дотациями — 14,8 млрд. рублей. Большая часть доходов Воронежа уходит в вышестоящие бюджеты.

В 2011 году с территории Воронежа поступило в бюджеты всех уровней 36,7 млрд руб. налогов, в том числе в федеральный бюджет (ФБ) – 8,6 млрд . руб. (23,4% от общей суммы доходов); в областной бюджет – 20,3 млрд. руб. (55,3%); в бюджет городского округа – 7,8 млрд. руб. (21,3%). По сравнению с 2010 годом - рост на 5,5 млрд руб., а в бюджет Воронежа добавилась лишь капля – 0,7 млрд руб. !

Доля Воронежа в налогах области в 2011–12 годах составила около 70%.

Воронеж не просто кормит всю область, на нем держатся все бюджеты МО региона, а областной бюджет растет, как на дрожжах, в ущерб городу на налогах с его территории!

Опрометчиво рубят федеральные и областные власти сук, на котором сидят. Словно специально подбирают временщиков, которым будущее Воронежа и области безразлично.

Долги — наше прошлое и будущее

Воронеж в настоящее время существует на родной земле, как бомж с бюджетом-доходягой, но с огромными для его бюджета долгами.

Во время празднования юбилея областные власти фактически город подставили. Плюсов кот наплакал, а проблем добавилось изрядно. Что касается дорог, то исходя из величины налогов, собираемых с территории города, их надо строить и капитально ремонтировать ежегодно, а не только по юбилеям и праздникам.

Долги Воронежа перед кредиторами растут и на 1.05.2013 г. составили 5,42 млрд рублей. Город фактически стал банкротом и не способен поддерживать свою жизнедеятельность даже на удовлетворительном уровне. Воронеж живёт по принципу постоянного затыкания текущих дыр и прорех.

Печально выглядит и бюджетное будущее Воронежа на ближайшую трехлетку. Запланирована расходная часть бюджета на 2013 год в объеме всего лишь 13,2 млрд. руб.; на 2014 год – 13,15; на 2015 – 14,2 млрд. руб. Беспросветно и непрофессионально с учетом высокой инфляции.

Для сравнения: в 2012 году в номинальном исчислении расходы бюджета Воронежа составили 15,9 млрд. руб. За счет передачи здравоохранения на областной уровень (что является очередной грубейшей системной ошибкой федеральных властей) сокращение бюджета Воронежа уже произошло. Теперь, вероятно, будут последовательно губить образование в крупнейших городах страны, включая Воронеж.

Зато утверждены очень высокие при нищем бюджете предельные объемы муниципального долга городского округа город Воронеж на 2013 год в сумме 9,05 млрд. рублей; на 2014 год – в сумме 9, 44 млрд. рублей; на 2015 год – в сумме 10,23 млрд. рублей.

Чем дальше в лес (в будущее), тем в больших объемах планируются долги Воронежа и более тощий городской бюджет.

Я предлагаю законодательно закрепить за городскими округами доли налогов в пределах 40 - 50%, собираемых с их территории.

Сравнение с другими городами России

Налоговые потенциалы и население Воронежа, Красноярска и Ростова-на-Дону близки, а налоговая обеспеченность Красноярска почти вдвое выше, чем у Воронежа, у Ростова-на-Дону – в полтора раза выше. Региональные власти Красноярского края и Ростовской области компенсируют низкую долю налогов своих столиц высокими дотациями (трансфертами).

При закреплении 50% налогов за бюджетом Воронежа его бюджет в 2012 году составил бы около 25 млрд. руб. без так называемых дотаций. И этого вполне хватило бы обустроить Воронеж на собственные средства, на собственные налоги.

При закреплении 40% налогов – бюджет составил бы 20 млрд. руб. – на уровне Краснодара. А пока Воронеж находится внизу рейтинга среди крупнейших городов России по бюджетной обеспеченности на душу населения, хотя налогов собирает много.

Для судеб страны, создания современной экономики, ее инновационного сектора особо значимо состояние бюджетного обеспечения крупных и средних городов — главных локомотивов развития экономик стран мира. Тем более что в России процессы урбанизации не завершены и доля сельского населения, соответственно, велика (26% от всего населения).

Бюджетное обеспечение городов определяет качество жизни и перспективы его повышения. И вместе с качеством жизни определяет качество человеческого капитала и инвестиционную привлекательность городов, регионов, России в целом.

В крупных городах и их агломерациях концентрируются высококачественный человеческий капитал и его ядро — креативный (инновационный) класс, вузы, учреждения культуры, медицины, науки, структурные составляющие инновационной системы.

Крупные города и их агломерации являются центрами и очагами сохранения и развития национальной культуры, генерации и роста креатива, интеллекта, инноваций и современных производств.

Подчеркнем, что все крупные и средние города России являются налоговыми донорами регионов и федерального бюджета (ФБ). Городам оставляют долю налогов в размере лишь 10-25% в зависимости от щедрот региональных властей. Остальное уходит в бюджеты субъектов РФ и ФБ. Небольшую долю городских налогов региональные власти возвращают в их бюджеты опять же в зависимости от щедрости и профессионализма администраций субъектов РФ. Например, власти Красноярского края, Ростовской области и Татарстана направляют в разы большие трансферты в бюджеты своих столиц, нежели власти Омской, Волгоградской, Саратовской, Самарской, Воронежской областей и Башкортостана.

Бюджетная обеспеченность крупнейших городов РФ — столиц регионов снижается по сравнению с 2010 годом. Она осталась очень низкой и совершенно недостаточной для развития инфраструктуры, инженерных сетей и ЧК, российских агломераций.

Без денег на свое развитие российские города живут уже в течение 12 лет после непродуманной реформы межбюджетных отношений, в результате которой столицы регионов остались с минимумом собственных налогов. Большая их часть в течение двух лет (2000-01гг.) была забрана в бюджеты субъектов РФ и ФБ.

Последствия

Бюджетное обеспечение учреждений здравоохранения передано решением Правительства РФ с 2012 года на региональный уровень, причем со снижением финансирования из ФБ. Спрашивать теперь за низкое качество наших поликлиник, за длинные очереди в них и за отсутствие лекарств в больницах надо с областных властей, а не с городских.

Передача бюджетного финансирования здравоохранения на региональный уровень с уровня МО происходит при «особом» высшем государственном к нему отношении. Доля здравоохранения в ВВП и доля ежегодных инвестиций в него в общих инвестициях снижаются уже около 10 лет под шумок пиарных проектов и отдельных целевых инвестиций. Поэтому в рамках этой общей негативной политики в отношении здоровья граждан России, доказанной раздельной статистикой Росстата и Минэкономразвития, передача бюджетного финансирования на региональный уровень улучшение медицинского обслуживания горожанам вряд ли принесет, их налоги просто размажутся по сотням МО, уйдут в ФБ, а не в городскую медицину.

Все это — следствие несистемного управления образованием, здравоохранением, культурой, экономикой и государством в целом. И непонимание властями и около властными экономистами роли национального ЧК в процессах развития как главного интенсивного фактора роста и развития современной экономики.

Таким образом приходится констатировать, что и в бюджетном финансировании городов отсутствует какая–либо системность, основанная на науке, балансе интересов всех участников бюджетного процесса и здравом смысле.

Бюджетные системы развитых стран базируются на балансе интересов всех участников и особенно крупных городов, бюджетная обеспеченность которых формируется с повышающим коэффициентом (Германия). Российская практика показала, что интересы городов должны быть защищены законодательно и в достаточном объеме для выполнения их муниципальных обязанностей. Для обеспечения этого необходимо, в частности, за городами закрепить законодательно весь НДФЛ, а не снижать его долю.

Недофинансирование городских округов означает недофинансирование культуры, образования, инфраструктуры и качества жизни, что ведет к снижению инвестиционной привлекательности городов и регионов. И это недофинансирование — очевидное продолжение политики имитации процессов развития, как данных ключевых отраслей, так и науки с инноватикой и венчурным бизнесом. Все эти виды деятельности плотно завязаны друг на друга и являются ведущими составляющими национального человеческого капитала, который продолжает ускоренно деградировать.

Место Воронежа в экономике страны

Воронежская область была и остается областью сугубо дотационной. Дотируют область Воронеж и федеральный бюджет (ФБ). В 2010 году в консолидированном бюджете области безвозмездные поступления из ФБ составили 23,7 млрд. руб. В 2011 году — 23 млрд. руб.; в 2012 году — 24,5; в 2013 году — 11 млрд. руб. (областной бюджет - план); 2014 — 7,7 млрд. руб.; 2015 — 8,2 млрд. руб.

Безвозмездные поступления из ФБ снизятся в 2013 году более чем в два раза, а в 2014-15 годах – примерно втрое.

Таким образом, власти в рамках проводимой затратной политики на спортивные пиарные мегапроекты, а также значительного увеличения военных расходов, кардинально снижают трансферты регионам, а те — своим столицам, подрывая устойчивость процессов развития. Только на спортивные мировые чемпионаты, олимпиады, универсиады и соревнования расходуются триллионы рублей. Этих денег хватило бы для обустройства всех крупных и средних городов России.

И в основном это транжирство осуществляется за счет налогов с территорий городских округов, в том числе с территории Воронежа.

В условиях продолжающейся стагнации в экономике страны и Воронежской области необходимо инициативно и настойчиво отстаивать бюджетные интересы Воронежа, его настоящее, будущее, повышать качество жизни населения и инвестиционную привлекательность города. А все эти показатели завязаны на уровень бюджетной обеспеченности, которая кризисно низкая.

У Воронежа нет средств на увеличение зарплаты учителям, работникам детсадов, культуры, на развитие ЖКХ, строительство и ремонт дорог, парков, мест отдыха, социальную политику и т.д. Доля же налогов, собираемых с территории Воронежа, в области стабильно высока — 70%, включая 2011-12 годы.

В ЦЧР Воронеж также расположился рядом с аутсайдерами — Орлом и Курском. Причем с небольшим Орлом бюджетная обеспеченность одинакова.

Необходимо перенимать опыт межбюджетных отношений и областных властей соседней совсем небогатой Тамбовской области (бюджетная обеспеченность 17,1 тыс. руб. на душу населения, у претендующего на роль столицы ЦЧР Воронежа — 16,1).

Впрочем, иначе как позором властей Воронежской области сложившуюся ситуацию с бюджетом Воронежа и не назовешь.

Решать эту ключевую для процессов развития России, для ее будущего проблему необходимо на законодательном уровне и кардинально, повысив долю налогов городов до 40-50%.

Миссия Воронежа

Миссия Воронежа — это поддержание и создание конкурентоспособных и высококачественных систем дошкольного воспитания, образования, культуры, здорового образа жизни, науки, инновационного сектора промышленности с высокой добавленной стоимостью и высокими технологиями, возрождение духовности российского народа, роста и развития интеллекта и человеческого капитала, роль флагмана и драйвера развития области и ЦЧР. И главное — повышение качества жизни жителей Воронежа.

Но для этого Воронеж должен иметь достойный своей высокой миссии бюджет и бюджетную обеспеченность.

И только крупные города и их агломерации способны вывести регионы и Россию из глубокого полисистемного кризиса на траекторию устойчивого и стабильного роста и развития экономики и гражданского общества, на путь инновационного развития.

Культура, образование, здоровье людей, наука, инноватика, высокое качество жизни – вот основные приоритеты развития Воронежа, его миссия.

Нобелевский лауреат физик Андрей Гейм, бывший гражданин России, в интервью «Газете.Ru» так сказал о роли науки и приоритетах развития:

«Без науки любая страна превращается в аграрную. Отсутствие капиталовложений в науку обречет наших детей через поколение–два на весьма сумрачное существование. Но у России есть одно положительное свойство: есть молодые люди, которые хотят открыть свой бизнес и стать богатыми. В Америке такие люди есть, в Европе их меньше, в Англии довольно мало. Я знаю в России людей второй волны миллионеров, которые открыли свое дело, активны, ничего не украли, связаны с IT, физикой твердого тела, продажей лазеров например».

Поверим нобелевскому лауреату, что российские интеллект, предприимчивость и наука спасут Россию. А кладезями их были и останутся на десятилетия такие города как Воронеж. Сельское хозяйство, районы и поселения, конечно, надо развивать, но не за счет снижения бюджетного обеспечения Воронежа, не за счет оголения его бюджета. Иначе в недалеком будущем вообще останемся у разбитого корыта, как в известной мудрой русской сказке.

Главное фото с dmitrydreamer.livejournal.com

Поделиться
Комментарии
Вконтакте
Facebook

Новости

Все новости

Присоединиться к Ашифину в социальных сетях

Подписывайтесь, чтобы не пропустить важные события и принять участие!
We Need Your Love
We Need Your Like
Поддержим проект большим пальцем вверх