Культура и спорт

Воронежские конструкторы спасли жизнь Гагарина

Все мало-мальски интересующиеся историей и достижениями Воронежа знают, что третью ступень ракеты РГД-7, поднявшей на орбиту первого космонавта планеты Юрия Гагарина, построили в Воронеже, в КБ Химавтоматики. Гораздо менее известно, что воронежские ученые и технологи участвовали в разработке кресла-катапульты «Востока» и скафандра Гагарина, которые в итоге спасли ему жизнь.

Полет Юрия Гагарина, первый выход человека за пределы родной планеты, остается одним из важнейших достижений нашей Родины, светлой страницей в истории человечества. И важно понимать, каким трудом и каким мужеством это было достигнуто.

В общеизвестной версии гагаринского полета все прошло гладко и благополучно, по намеченному плану. Хотя и сейчас трудно себе представить, как вообще можно было совершить такой прорыв, используя технологии и материалы того времени. Например, отправляя человека на орбиту, авторы проекта не имели ясного ответа, как можно вернуть его обратно. Единственный вариант на тот момент: вход корабля в атмосферу и катапультирование на высоте около 10 км. Кстати, при моделировании спуска (кресло-катапульту с парашютом выбрасывали из самолета) манекены, подменявшие космонавта, подвергались нагрузкам, которые не выдержал бы ни один человек. У некоторых просто отрывало головы.

Нужен был принципиально новый защитный костюм и новая конструкция кресла. Их разработку поручили НПП «Звезда», к проектированию привлекли конструкторов и ученых из многих передовых научных центров СССР, в том числе из Воронежа. В частности, в лабораториях «Звезды» работали сотрудники воронежского авиазавода и завода «Синтезкаучук». Первые имели опыт борьбы с перегрузками, вторые разрабатывали самые передовые на тот момент синтетические материалы.

Аварийно-спасательный скафандр (белый) и скафандр для тестов (синий). Автор фото: Alex Beklemishev


Надо отметить, что в начале руководство космической программы вообще не думало о скафандре: считалось, что в случае серьезной аварии никакой защитный костюм пилоту уже не поможет. А изготовить космический скафандр было не легче, чем новый тип самолета. На этой работе настоял лично Сергей Королев.

В результате такой командной работы было создано небывалое: 35-киллограммовые «латы» СК-1, в которые было встроено более 50 разных устройств, рассчитанных, в том числе, на бессознательное состояние человека. При разгерметизации кабины автоматически закрывался шлем, перекрывались каналы вентиляции, включалась подача кислорода. Перед катапультированием срабатывал притяг ремней кресла и вводились парашюты. На высоте 3-4 км космонавт отделялся со спинкой от кресла и выталкивался из него специальной подушкой вместе с контейнером НЗ.

Звезда Советской эпохи - Юрий Гагарин. Фото: www.auction-imperia.ru


И, как стало известно совсем недавно, 12 апреля 1961 года все это снаряжение оказалось как нельзя кстати: удар об атмосферу был очень жестким, и часть последнего этапа полета Юрий Гагарин находился без сознания. И если бы не точность и предусмотрительность воронежских конструкторов, возможно, новость о первом человеке в космосе была бы совсем не радостной. Но наши химики и авиастроители все правильно сделали. Радости и ликованию советского народа не было предела. «Капитан первого звездолета — наш, советский!», «Мир рукоплещет Юрию Гагарину», «Великая победа разума и труда» — пестрили заголовки газет.

…Об этом мы, жители Левобережного района, оплота советской промышленности и технологий, не должны забывать. Не сомневаемся, на нашей славной земле еще будут совершены не менее выдающиеся подвиги!

Поделиться
Комментарии
Вконтакте
Facebook

Новости

Все новости

Присоединиться к Ашифину в социальных сетях

Подписывайтесь, чтобы не пропустить важные события и принять участие!
We Need Your Love
We Need Your Like
Поддержим проект большим пальцем вверх